...Когда за домочадцами,
ушедшими на работу и в школу, захлопываются двери,
домохозяйки усаживаются перед телевизорами смотреть
долгожданный рекламный
блок о волшебных таблетках, способных в считанные дни
превратить в Клаудиу
Шиффер самую разъевшуюся Данаю, нарастить волосы на самой
безнадежной лысине
и превратить импотента в секс-гиганта. Ну кто ж устоит перед
таким
соблазном?
Рекламу этих чудо-препаратов крутят днем, часов с
одиннадцати, но не по центральным телеканалам. Ее не спутаешь, скажем, с сюжетами
об обычных лекарствах. Там все ясно: гель лечит от грибка, ищите его в
аптеках города.
О пищевых же добавках рассказывают, как о чудесах - долго и
красиво, а заказать их можно только по указанным телефонам (мол, больше
нигде не найдете), и вам их бесплатно доставят прямо домой.
Чаще всего рекламируют чудо-средства для похудения, для
повышения потенции,
против алкоголизма и облысения. А какие убедительные слова
подбирают -
заслушаешься. Вот несколько цитат, записанных почти
дословно. (Названия
препаратов, по понятным причинам, пришлось изменить.)
"Миллионы людей избавились от лишнего веса с помощью
"Плюнь"! Для убедительности показывают фото пышки с жутким целлюлитом, а
рядом - она же,
но как стройна! Уверяют, что "сбросила за две недели
двадцать килограммов".
Звучит красиво, но мне в силу таблеток верится с трудом. А в
красотку даже крокодила можно превратить с помощью компьютерной графики.
"Никакие волшебные таблетки не избавят от лишнего веса -
только пояс
"Супер-пупер-встряска"! Им можно обматывать все проблемные
места и худеть,
не вставая с дивана", - утверждает другая реклама. Знаете,
один читатель как-то рассказал, что купил такой пояс, а через четыре часа
в нем села
батарейка. Новая стоила около десяти гривен, поэтому
читатель придумал, как
подключить пояс к сети. И он тут же сгорел.
"Девочки, у каждой из нас семейная жизнь начиналась, как в
сериале, - говорит с экрана дамочка бальзаковского возраста. - А потом
появилась
разлучница. Имя ей - алкоголь!" Знаете, как дама вернула
счастье в дом?
Стала подсыпать толченые чудо-таблетки мужу в еду, теперь
его даже от пива
воротит!
А заказать по телефону средство для повышения потенции,
оказывается, "намного легче, чем научить медведя кататься на скейте"!
Казалось бы, разумный человек должен насторожиться: продают
по телефону, да еще и с доставкой, а с кого же спрашивать, если вдруг
обманут?
Как же уговаривают клиентов невидимые продавцы? Чтобы
выяснить это, я решила
позвонить по рекламным телефонам. Думаю, добавлю себе
тридцать килограммов,
а они пусть меня "похудеют".
Первым делом набираю номер из рекламы "Плюнь". Приятный
мужской голос спросил мой возраст, рост, вес и телефончик, по которому в
течение часа со мной свяжется специалист. Ждать пришлось не больше пяти
минут.
- Здравствуйте, Анечка. Меня зовут Инга Семеновна. Я -
диетолог с тридцатилетним стажем центра здоровья. Какие у вас проблемы?
- по-матерински начала беседу дама.
- Мне 30 лет, а вес - аж 85 кг! Знаете, люблю покушать, а
вот спорт и диеты
ненавижу, - жалуюсь в трубку. - Очень хочу похудеть до 55
кг. Поможете?
- Конечно! Препарат "Плюнь" - то, что вам нужно. Через
полтора месяца сбросите 12 килограммов, а потом повторим курс. Назначу вам
специальный чай, дам рекомендации по питанию...
Инга Семеновна явно собралась поговорить всласть, но меня
интересовало главное:
- А сколько стоит курс?
- О, это самый популярный вопрос. (Еще бы! - Авт.) "Плюнь"
стоит 1875 гривен (385$). Но в вашем возрасте я бы посоветовала препарат "Сюнь-Мунь".
Очень
эффективный! К тому же на него как раз сегодня - скидка.
Звоните до 17.30, получите сразу два курса всего за 1605 гривен. Завтра снова
будет стоит 1875.
Разговор набирал обороты: обе мы забросили удочки, и каждая
ждет, что собеседник клюнет...
- Может, я подъеду к вам? - подергиваю осторожно свою
"леску", мне ведь не терпится узнать, где же обитает фирма. - Вы мне все подробно
расскажете.
Все-таки препарат дорогой, а сейчас столько подделок...
Инге Семеновне моя идея не понравилась.
- Мы - государственный центр, а не дистрибьюторы, нас Минздрав контролирует.
Препараты получаем напрямую с государственной фабрики в Пекине. Можете, конечно, приехать к нам в центр, но...
- Что "но"?
- Понимаете, пропуск стоит сто долларов. У нас много клиентов, и чтобы избежать столпотворения, даем консультации только по
телефону. А потом наш курьер бесплатно доставит вам заказ на дом в течение часа.
Получите товарный чек с одобрением Минздрава, санитарно-гигиеническое заключение. Курьер измерит ваши талию, бедра, рост и занесет все данные в
личную карточку учета.
- А как я узнаю, действует ли препарат?
- За вами закрепят специалиста, который будет контролировать процесс. По телефону. Так какой у вас адрес?..
Обещаю Инге Семеновне подумать. Она явно расстроена: битый час меня уламывала, а я вдруг сорвалась с крючка.
Отдышавшись, звоню по другому телефону - разузнать еще и о препарате "Стройняшка". Трубку снова берет парень (мне показалось, что тот же), записал возраст, вес... Ну, думаю, сейчас подсунут мне снова
Ингу Семеновну. Но нет - теперь мою проблему берется решать Зоя Петровна -
тоже диетолог, но из другого медико-консультативного центра. Услыхав, что я только что звонила по поводу "Плюнь", она чуть не задохнулась от возмущения:
- Передайте им от меня большой привет! Ну и бессовестные - продают препарат за 1875 гривен, когда в аптеке универсама на Позняках он стоит 350 гривен.
Кстати, не попадитесь на крючок продавцам "Туфтал-3"! Они его продают за три тысячи гривен, а на Позняках можно купить за 450 гривен.
Решив, что сразила меня наповал своей честностью и я по гроб жизни теперь ей обязана за сохраненный кошелек, Зоя Петровна не мешкая
перешла к главному:
"А наша "Стройняшка" стоит всего-то 560 гривен".
- Это за полуторамесячный курс? - спрашиваю упавшим голосом.
- Нет, за баночку. Но у нас есть заключение Минздрава! (Ха, ну как же без этого! - Авт.) "Стройняшку", правда, нужно принимать в
комплексе с поглотителем жира, который стоит 320 гривен, зато "Вытяжку из абрикосов" мы вам подарим - это для очищения кишечника...
- Наверное, мне нужно будет у вас пройти медобследование? -
прерываю ее на полуслове.
- Если очень хотите, сдайте анализы в поликлинике, а мне продиктуете по телефону РОЭ, сахар... Но это необязательно: я уже шесть лет
работаю с БАДами, и никто еще не жаловался.
- А как насчет гарантии? Если не поможет, деньги вернете?
- Я даю вам личные гарантии, - патетическим тоном произнесла диетолог. - А деньги не возвращаем, потому что уверены в своих препаратах.
На беседы с диетологами убила полтора часа. Зато выяснила, чем завлекают клиентов. Главный "конек" - вызвать доверие, потому и
разговаривают по сорок минут. Вворачивают фразы вроде "поверьте в успех", "мы вам поможем". Да от такой заботы любому захочется купить что-нибудь, лишь бы
доставить радость "благодетелю". Еще одна обязательная "фишка" - все ссылаются
на Минздрав: дескать, работаем открыто. И, конечно, услыхав магическое слово "скидка", наш человек почти гарантированно купит товар!
Но вот добраться к этим фирмам не так-то просто. Очевидно,
не все клиенты довольны их чудо-препаратами.
- Еще как недовольны! - усмехнулся сотрудник отдела по борьбе с мошенничеством столичного милицейского главка. - К нам чуть
ли не каждую неделю приходят с претензиями: мол, обманули, помогите вернуть деньги.
Почти все жалобщики, как выяснилось, - состоятельные пожилые дамы или жены бизнесменов. Свои истории описывают как под копирку:
насмотрелись телереклам, позвонили. Одних консультировали якобы профессора столичного НИИ эндокринологии, других - диетологи из санатория в
Пуще-Водице.
Через месяц-полтора, когда панацея не помогала, удивленные консультанты
предлагали клиентам новый курс лечения. А на требование
вернуть деньги сообщали: дескать, расходы возмещаем только тем, кто
отоварился у нас на пять тысяч гривен. Потом телефон вообще не отвечал.
Особенно настойчивые граждане ездили в НИИ эндокринологии -
искать пропавших профессоров, но там их ошарашивали: мол, институт такими препаратами не торгует, а "телефонные профессора" - самозванцы. То же самое
рассказал директор и следователям, добавив: "Знал бы, кто эти фирмачи, в суд бы на них подал!"
Впрочем, в жалобах оказались и реальные адреса фирм.
Руководители охотно
показывали правоохранителям сертификаты Минздрава, толстые
книги отзывов,
исписанные благодарностями клиентов. Уверяли, что никого не
заставляли
покупать их товар - все раскошеливались добровольно. К тому
же всем объясняют, что препараты - безвредные пищевые добавки, одним
помогают,
другим нет - все зависит от особенностей организма. В общем,
придраться не к чему.
Доказать мошенничество в таких случаях сложно, признают в
милиции. Ведь
чудо-препаратами зачастую торгуют фирмы-однодневки.
Юридически оформляются
как частные предприниматели: заработали деньги, закрылись,
зарегистрировали
новую "фирмочку" на другую фамилию. Потому и не указывают в
рекламе адреса.
Вычислить же их по номерам телефонов практически нереально,
поскольку хитрецы используют многоканальную связь.
Полезны ли эти чудо-препараты или вредны, можно ли их
продавать всем, кому
не лень, или лучше запретить - судить не берусь, пусть
решают медики. Но создалось впечатление, что вся эта суета вокруг
суперлечебных биодобавок заканчивающаяся скандалами, - особый вид столичного
времяпровождения. Судите сами: почти все обманутые - жены "крутых". Такие, как
правило, сидят дома. Солярии, бассейны, салоны красоты им до смерти надоели
- хочется новых развлечений. А тут в "домохозяйское" время по телевизору
рекламируют чудо-препараты. Чем не идея? Пару тысяч гривен для них - не деньги, зато потом можно настрочить жалобу в милицию, сходить пошуметь в
НИИ эндокринологии, поделиться "болью" с подругами... Разве не
стильно?
Прокатиться таким себе медведем на скейте. Такое удовольствие дорого стоит.
Источники:
News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 10:13 01.09.2004
Рodrobnosti
ОБСУДИТЕ
ЭТУ СТАТЬЮ В ФОРУМЕ
|