1761 год не вошел в историю какими-либо особо важными событиями. Знаменитая английская буржуазная революция была уже позади; Великая французская только приближалась; о русской еще и не помышляли, а Америка воевала за то, чтобы превратиться в независимые Соединенные Штаты. И тем не менее именно в
1761, согласно архивной записи, в Страсбурге родилась девочка, которую нарекли Марu. И, конечно же, никто не подозревал, что она будет иметь определенное отношение к перечисленным выше событиям.
Её отец – Иоган-Жозеф Гросхольц - солдат австрийской армии, довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя, что не так уж и плохо для той эпохи, когда дети часто не имели и этого. Что послужило его столь скоропалительному отъезду, остается тайной. Возможно, приказ о начале очередной военной операции, а возможно и то, что Анна – жена, будучи моложе его на двадцать семь лет, после рождения дочери завязала роман с Филиппом Кюртюс – образованным и предприимчивым молодым человеком. Банальная история с классическим треугольником, существовавшим во все времена, но, в данном конкретном случае, с совершенно неожиданной развязкой. Молодой человек предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. И, наконец, самое удивительное, что он привязался к ребенку, а малышка нашла в его лице заботливого отца и хорошего наставника.
Свою карьеру в Париже Филипп Кортюс начал с изготовления миниатюрных бюстов из воска. Знаток человеческой натуры, он умело льстил своим клиентами, изображая их более привлекательными, чем они были в реальности. В ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью, измерявшейся многочисленными заказами. Получаемая прибыль позволяла ему арендовать галерею в престижном аристократическом районе Парижа.
Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Вначале он показывает ей, как нужно лепить цветы и фрукты из воска, затем сюжеты становятся более сложными. Она начинает привыкать к этому таинственному материалу, хрупкому и непокорному одновременно, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. Она оказалась способной, а ее помощь становится все более заметной: Мари - здесь, Мари - там.
В один из холодных февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. По дороге он объяснил Мари, кем был этот человек для Франции, а то, что он согласился позировать Кюртюсу, говорит о том, что имя мастера было достаточно известно в те годы. Мари внимательно следит за работой своего учителя и с и интересом наблюдает за философом. Для нее это был первый урок моделирования лица - самого трудного элемента человеческой фигуры. Это был также и первый урок живой истории, который она не забудет никогда. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателями уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Деловая хватка Кюртюса подсказала ему, что нужно тот час же изготовить бюст Вольтера. Выставленный в витрине магазина, он привлекал покупателей, да и просто зрителей, желавших простится с этой неординарной личностью. А Кортюс преподнес Мари еще один урок: не нужно пренебрегать зрителями, которые, побывав на их выставке один раз, затем возвращались вновь, превращаясь в клиентов и покупателей.
Так Мари приблизилась к своему двадцатилетию и одновременно она смело входит в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором, но не только... Она сама ведет финансовые документы, торгуется с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняет регистрационные книги; думает о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливает зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. Все для привлечения посетителей, для которых она не жалеет своего природного обаяния. И она уже четко уловила, что должна реализовать свои новые идеи раньше, чем подумает об этом конкурент.
1789 год – кровавый год в истории Франции. "Революция", "казнь", "гильотина" - слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого “гражданина”, подозреваемого в симпатии к королю. Люди бледнели, услышав вечером шаги на лестнице. Кто это? Друзья или солдаты нового республиканского правительства? Как ни странно - все революции похожи друг на друга...
Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше - французам не до искусства, выставка пустовала. Неожиданно фортуна усмехнулась ей, но эта улыбка была грустной, даже трагической: в 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, тотчас же моделирует профиль великого американца и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой.
Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовляет и выставляет в витрине его бюст - количество посетителей резко возросло, как и прибыль. Галерея, не смотря на эту грустную славу, становится все более известной.
Неожиданно к Мари приходит иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращается к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, что он не возражает. Мари полна новых идей, а портреты выдающихся личностей интересуют её особо. Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю.
Кульминацией в её деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили её к месту убийства. Её руки работали четко и уверенно, почти механически, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами. Вернувшись, она по памяти восстановила её портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно её осенило, что эта женщина, одна, без Марата - своей жертвы, непредставляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции.
Казалось бы за всем этим Мари забыла о личной жизни, но нет. Она пользуется успехом у мужчин и не строит из себя недотрогу, но мысль о замужестве ей пришла в голову лишь после смерти Кюртюса, когда она по-настоящему почувствовала себя одинокой. Кем был в её жизни этот мужчина? Любовник матери, вначале он заменил ей отца, которого она не знала, а затем превратился в её наставника и друга, к мнению которого она всегда прислушивалась. Оставив ей ателье и выставочные залы в наследство, он добавил к этому и моральное достояние, научив ее не только работать и мыслить, но самое главное - реализовывать свои проекты. Не так уж и мало! В эти годы у нее уже четко выкристаллизовались редкие для женщин той эпохи достоинства: привлекательность и ум, невероятная трудоспособность и динамизм мышления, решительность и деловая хватка, умение приспособиться к новым обстоятельствам и сразу же извлечь из них выгоду.
Несколько месяцев спустя, после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо, и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мэрии Парижа. В сентябре 1796 года родилась девочка, которая, к сожалению, умерла через 9 месяцев. В апреле 1798 года рождается сын Жозеф. Как ни странно, рождение ребенка не выбило ее из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. И именно отсутствие этих качеств у мужа начинает ее раздражать. Она ждала от него помощи и поддержки, а он оказался любителем выпить и игроком. Она не обращает внимания на первые конфликты, погружаясь в работу, надеясь на саму себя и на свою фортуну, которая подкидывает ей новый сюжет: Наполеон.
Жозефина, будущая императрица, прочитав хвалебную статью о галерее Кюртюса в одной из ведущих газет Парижа, заказала у Мари портрет своего знаменитого супруга. Бюст был выполнен и преподнесен Жозефине, а муляж остался у Мари, присоединившись к иным маскам: Жан-Жак Руссо, Вольтер, казненные Луи XVI и Мария Антуанетта. Коллекция постоянно пополнялась новыми персонажами..., а семейная жизнь новыми проблемами. В 1800 родился второй сын - Франсис. Все более частыми становятся ссоры с мужем: она зарабатывала деньги, а он проигрывал их в карты, не понимая того, что пускает на ветер будущее наследство их детей. Этого она не могла простить ему. Развод? Но это означало раздел имущества, в том числе галереи и всего того, что было создано ею и Кюртюсом. Это также ее не устраивало. Реально все проанализировав, в том числе свой возраст, непонятную ситуацию во Франции после революции и непрекращающиеся конфликты с мужем, она решила эмигрировать в Великобританию. Непростое решение для женщины, которой уже за сорок, с двумя детьми на руках. Но она не видит иного выхода - она должна защитить свои интересы и интересы детей. В 1802 году она приезжает в Лондон, где и начинается настоящее перевоплощение Мари Гросхольц в Мадам Тюссо, у которой есть опыт, талант, репутация и, наконец, деньги, чтобы начать все сначала.
Первый опыт в этой незнакомой ей еще стране показал, что английская история не менее занимательна, чем французская: Ричард Львиное Сердце и Генрих VII, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Кромвель и английская революция.
|
Мадам Тюссо сразу же принимается за работу, моделируя эти персонажи. Это были фигуры в полный рост. Цвет волос и глаз, рост, телосложение, одежда соответствовали реальности, а рядом с фигурой, для большей правдоподобности, иногда воссоздавалась и обстановка той эпохи.
Англичане, влюбленные в свою историю, по достоинству |
оценили ее труд. Ее выставку посещают. Но фортуна не всегда улыбалась ей: в 1804 году, после турне по Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить все ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была ее единственным источником существования. И именно в эти невероятно тяжелые дни проявились ее новые качества: упорство и твердость характера. Разочарование уступило место вере. Она вновь начинает все сначала, благо все муляжи, которые она никогда не уничтожала, были на другом судне. Она находит кредит для закупки материала, а затем одна, без чьей-либо помощи, с утра до поздней ночи, лепит фигуры, шьет костюмы, моделирует прически. Это был титанический труд, похожий на возню пчелы, строящей из воска свой дом. Мари вышла победительницей, воссоздав всю коллекцию, состоявшую то время из нескольких десятков фигур, конечно же, добавляет к ней новых персонажей. И как компенсация к ней приходит настоящая известность.
Она гастролирует со своей выставкой Англия и Шотландия, Ирландия и Уэльс. изо дня в день, из года в год. Каждый новый сезон открывался новыми фигурами Вальтер Скотт, Картуш, лорд Байрон, сэр Нельсон... История стала для нее неисчерпаемым источником вдохновения.
Подрастают и становятся помощниками сыновья, успешно освоив ее опыт. Не муж, но дети - Жозеф и Франсис - заменили ей Кюртюса. Она следит за всеми новостями, причем не только французскими или английскими, но и мировыми: газеты, книги поистории, энциклопедии. Для своего времени это была очень образованная женщина, мозг которой постоянно находился в поиске новых идей. Однажды она прочитала об убийстве... - у нее возник замысел создать Комнату ужасов, воспроизводящую самые известные преступления века. Не теряя времени, они сразу же приступают к воплощению этой идеи, к счастью, она уже не одна, но с сыновьями.
В 1830 году произошло событие, которому Мари искренне рада: Франсис женился, а рождение его первого сына пробудило в ней неожиданные чувства. Она впервые осознала, что стоит во главе рода, который измеряется уже тремя поколениями и у которого может быть интересное будущее. У нее сразу же появляется и новая оригинальная мысль: почему бы не начать моделировать детские фигуры - принцы, принцессы, наследники кооны. Некоторые из них были убиты в борьбе за престол. Вырисовывались интересные сюжеты. Самым ярким воплощением этой идеи стала тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами - Виктория, будущая королева Великобритании, посетившая выставку в 1833 году. Несколько дней спустя Мадам Тюссо получила письмо с королевской печатью и со словами благодарности в свой адрес.
Быть представленным при жизни в коллекции Мадам Тюссо становится престижно. Экспозицию встречают с восторгом во всех городах Великобритании. Миллионам людей той эпохи, когда о фотографиях и исторических фильмах еще не было и речи, она предоставляла единственную возможность увидеть историю. Это был не просто успех, но настоящий триумф.
И опять Лондон и Ливерпуль, Дублин и Йорк, и снова Лондон... Она привыкла к этой кочевой жизни, но сыновья, особенно Франсис, у которого уже трое детей, хотят изменить этот ритм, предлагая создать стационарную выставку. Ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и в один из дней 1835 года она дала свое согласие. У них было достаточно средств, чтобы купить дом в центре Лондона и открыть в нем музей. Когда вошли первые посетители, Мадам Тюссо почувствовала головокружение - то ли от гордости, то ли ее 75 лет давали себя знать. Она поняла, что сыновья были правы. Только так можно было увидеть и по-настоящему оценить их многолетний труд. Но истинную радость ей доставило ощущение семейного клана и то, что есть кому продолжить ее начинание.
В сороковых года выставка Мадам Тюссо становится составным элементом королевского ритуала принятия особо почетных гостей, среди которых был и царь Всея Руси Николай I.
Чуть позже иное известное лицо посетило музей - американский магнат шоу-бизнеса Тейлор Барнум, создатель “American museum” - самого большого в то время развлекательного центра Америки. Он быстро осмотрел выставку, но не более... Настоящий интерес у него вызвала неуменьшающаяся очередь перед входом в музей. Истинный американец, которого волнует в первую очередь вопрос прибыли. Он, не колеблясь, решил купить эту выставку - у него было достаточно денег, чтобы купить все, чего он хотел. Но неожиданно он натолкнулся на женское упрямство Мадам Тюссо - сумма, предложенная им, не произвела на нее никакого впечатления. Типичный американский предприниматель, для которого все измерялось деньгами, не понимал того, что пыталась ему объяснить Мари: она не могла продать дружбу Кюртюса, свой выстраданный многолетний опыт и, наконец, будущее своих детей, внуков и правнуков.
Мудрость и интуиция не обманули ее. Дело, которое она начала в XVIII столетии, превратилось в огромную империю развлечений в XXI веке. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи под именем Мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Не говоря о “копиях”, появившихся в Париже, Санкт-Петербурге и других городах мира.
Эта необыкновенная женщина умерла в 1850 году, в возрасте девяноста лет. Родившись и проведя детство в Страсбурге - городе с немецкой культурой, начав свою карьеру во Франции, добившись настоящего успеха в Великобритании, она вошла в историю мировой цивилизации. Ее менталитет и жизненные принципы настолько современны нашей эпохе, что порой мы забываем, что она родилась в
1761 году. Женщина, которой удалось возвысить смерть до уровня Истории.
Наталья Стронгина
|