|
Анри Жан Дюнан (Jean Henri Dunant), 175-летие которого мир
отметил в этом году, был, конечно, идеалистом, но не
настолько, чтобы призывать к отмене войн, - он всего
лишь предлагал правительствам разных государств
объединить усилия и регламентировать оказание
гуманитарной помощи
|
военнопленным
и гражданскому
населению во время боевых действий. Именно с этой целью
140 лет назад, 26 октября 1863 года, 36 человек из 14
европейских стран собрались в Женеве. Так появилось
Международное общество Красного Креста, основатель
которого получил первую в истории Нобелевскую премию
мира.
Жизнь Анри Жана Дюнана могла бы стать темой
захватывающего романа. Он родился в богатой семье - а
умер в нищете; возглавлял одно из крупнейших европейских
коммерческих предприятий – и потерпел сокрушительное
банкротство. Наконец, человек, имя которого в конце 19
века было известно всей Европе, почетный гражданин
Женевы закончил жизнь изгнанником, в полном одиночестве
и забвении.
Родители Дюнана были людьми образованными и
религиозными, но без протестантского фанатизма, и их сын
всерьез подумывал о духовной карьере, путешествуя по
Европе в качестве представителя Ассоциации молодых
христиан. Но в возрасте 26 лет неожиданно переключился
на бизнес, став представителем женевской компании
Compagnie genevoise des colonies de
Setif в Северной Африке и на Сицилии. К 1859
году 30-летий преуспевающий бизнесмен, объездивший всю
Африку, возглавлял крупную финансово-промышленную
компанию, занятую разработкой полезных ископаемых во
французском Алжире. Для дальнейшей экспансии на
африканский рынок ей не хватало одного - эксклюзивного
права использования алжирских водных ресурсов. Чтобы
обеспечить себе поддержку на самом верху, президент
Дюнан отправился к императору Наполеону III.
Молодого бизнесмена не смутило то обстоятельство, что
ехать пришлось не в Париж, а в Северную Италию: Франция
в союзе с Сардинским королевством только что начала
войну с Австрией. Ставка императора располагалась в
ломбардском селении Солферино, где 24 июня 1859 года
произошла одна из самых кровопролитных битв XIX
столетия: более 40 тысяч убитых и раненых с обеих
сторон. Дюнан прибыл в Солферино на следующий день
после сражения и был поражен зрелищем тысяч раненых,
брошенных на поле боя и нуждающихся в срочной
медицинской помощи. Забыв о том, что привело его в
Солферино, бизнесмен обратился к жителям соседней
деревни с призывом помочь раненым, срочно написал своим
деловым партнерам в Женеву, попросив перевести деньги,
и сам в течение трех суток помогал ухаживать за ранеными
в местной церкви, превращенной в походный госпиталь.
Так и не встретившись с императором, Дюнан вернулся
домой другим человеком. О бизнесе он забыл, голова была
занята совсем другими проектами.
Результатом этой «бизнес-поездки» стала книга Дюнана
«Воспоминание о Солферино», вышедшая в октябре 1862
года. Автор за свои деньги отослал по экземпляру главам
правительств, монархам, ведущим военачальникам и просто
европейским знаменитостям, хотя мог бы этого не делать:
переведенное на все европейские языки, «Воспоминание о
Солферино» стало бестселлером, сделав имя Дюрана
известным всей Европе. Автор не только описывал ужасы
войны, страдания раненых и гражданского населения, но и
указывал, что могли бы сделать правительства для
уменьшения этих страданий. Последняя треть книги
содержала план создания национальных организаций по
оказанию гуманитарной помощи, каковые, по мнению Дюнана,
должны были возглавить известные и уважаемые в обществе
люди, пользующиеся поддержкой своих правительств. А для
координации их деятельности предлагалось создать
международный общественный орган, которому следовало
придать статус наднационального, с «дипломатическим
иммунитетом» на время ведения войны.
При всем своем опыте в сфере бизнеса Анри Дюнан
не был прирожденным организатором, более того, он
сторонился всякой публичной деятельности. Зато
женевский предприниматель, безусловно, обладал даром
убеждения: об ужасах войны человечество знало не одно
тысячелетие, однако только после призывов Дюнана
попыталось хоть как-то уменьшить страдания тех, кто сам
не воевал или уже не мог воевать. Первым его поддержал
женевский адвокат и председатель местного
благотворительного общества социальной помощи Гюстав
Мойнье. Он предложил создать и создал Международный
комитет помощи раненым (Комитет Пяти), в состав которого
кроме него и Дюнана вошли генерал Гильом Анри Дюфур и
врачи Луи Аппиа и Теодор Монуар. Результатом их
деятельности стала та самая международная конференция
1863 года в Женеве. Кроме приглашений на нее
правительства европейских стран получили проект
международного соглашения о гуманитарной помощи
военнопленным и гражданскому населению во время войн -
основу того, что позже будет названо Женевскими
конвенциями.
Благодаря активности Дюнана, объездившего за свой счет
пол-Европы и встречавшегося практически со всеми видными
европейскими политиками, конференция была обречена на
успех. Поддержка начинания Дюнана в СМИ заставила
сильных мира сего внимательно следить за тем, что
происходило в те октябрьские дни в Женеве. После трех
дней дискуссий 36 участников конференции приняли десять
резолюций, одна из которых призывала правительства всех
стран принять участие в следующей конференции. Но уже
на официальном дипломатическом уровне и с перспективой
разработки всеобъемлющего международного правового
документа, подлежащего ратификации парламентами.
Вторая конференция открылась там же, в Женеве, 8 августа
следующего года. За неделю официальные представители 16
европейских стран (присутствовали также наблюдатели и от
США, Бразилии, и Мексики) договорились о создании
международной организации по оказанию гуманитарной
помощи во время войн – на принципах предложенных Дюнаном.
22 августа 1864 года была подписана Женевская конвенция
«Об улучшении состояния раненых в армиях воюющих стран»,
а к концу года ее уже ратифицировали десять государств –
Франция, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия,
Испания, Швеция, Норвегия, Дания и герцогство Баден.
Конвенция гарантировала «нейтралитет» медицинского
персонала во время войны, кроме того, в ней впервые
были прописаны механизмы финансирования и
функционирования национальных обществ по оказанию помощи
раненым. Был утвержден и единый отличительный знак,
гарантирующий неприкосновенность медперсоналу:
|
красный крест на белом флаге – «выкрашенный наоборот»
государственный флаг традиционно нейтральной
Швейцарии. |
Идею эмблемы подал уже упомянутый доктор Аппиа, он же
первым отправился с этой еще неофициальной «охранной
грамотой» на датско-прусскую войну, разразившуюся за
несколько месяцев до начала конференции. И вскоре
новоиспеченная организация получила свое нынешнее
название – Международное общество Красного Креста.
Судьба его основателя оказалась не столь счастливой.
Всю жизнь неутомимому швейцарцу не давали покоя идеи
одна другой грандиознее. Например, еще в 1864 году он
опубликовал брошюру «Вселенское и международное общество
по возрождению Востока», в которой, предложил план
создания нейтрального еврейского государства в
Палестине. Спустя три года Дюнана увлек новый проект –
опять-таки «международной и вселенской» библиотеки, в
которой предлагалось собрать шедевры письменной культуры
всех времен и народов.
Однако, из всех начинаний Анри Дюнана при его жизни было
реализовано лишь первое: Красный Крест. За что в 1901
году швейцарец разделил вместе с французским экономистом
Федериком Пасси первую в истории Нобелевскую премию
мира.
Если бурная общественная деятельность Дюнана
имела безусловный успех, то в других сферах жизни удача
от него отвернулась. Несмотря ни на что, основным родом
деятельности Дюнана оставался бизнес – и он, начиная с
1867 года, пошел под откос. Не получив от правительства
Наполеона III столь необходимых прав на водные ресурсы,
компания Анри Дюнана была полностью вытеснена с
североафриканского рынка и обанкротилась. Вместе с
Дюнаном разорились и его деловые партнеры. Несколько
лет основатель Красного Креста прожил в ситуации личной
«гуманитарной катастрофы»: обнищавший миллионер, по его
собственному признанию, обедал коркой хлеба, подкрашивал
старый выцветший черный плащ чернилами, нестиранные
воротнички - мелом, а спать ему частенько приходилось на
улице. Два десятилетия европейская знаменитость провела
в полном одиночестве. Дюнан обосновался в небольшой
деревушке Хейден, где его в 1890 году обнаружил сельский
учитель, который и сообщил миру, что основатель Красного
Креста еще жив. А спустя два года тяжело больной Дюнан
перебрался в деревенский хоспис, где провел оставшиеся
12 лет жизни.
В 1901 году о нем вспомнили еще раз – в связи с
присуждением упомянутой премии, но сам лауреат на
церемонию вручения не прибыл. Как и на многие другие: к
концу жизни награды посыпались на него как из рога
изобилия. Дело не в состоянии здоровья и не в
отсутствии средств: в начале прошлого века «нобелевка» в
деньгах «весила» намного меньше, чем сегодня (около 7
млн. шведских крон – сегодня это примерно 20 тыс.
долларов США., но и тогда она если и не сделала богатым
нищего старика, то, во всяком случае, серьезно поправила
бы его дела. Просто к тому времени гуманист и энтузиаст
впал в состоянии мизантропии и хронической депрессии,
окончательно разуверившись в человечестве и какой бы то
ни было конфессиональной религии («Я просто верю в Бога,
как это делали в первом веке нашей эры, когда еще не
существовало церкви.»).
Умер Анри Дюнан 10 октября 1910 года, завещав «закопать
его, как собаку», - без отпевания и гражданской
панихиды. К полученным деньгам- нобелевским и прочим
«премиальным» - он так и не притронулся. Част средств
получили те, кто ухаживал за ним в последние годы, часть
была отписана хоспису – на бесплатные койки для
беднейших жителей деревни, а остальное передано на
различные филантропические проекты в Норвегию и
Швейцарию. В XX веке
основателю Красного Креста Андри Дюнану в Женеве был
сооружен памятник.
Между тем дело Дюнана жило и процветало. Первые
национальные общества помощи раненым были созданы еще в
1863 году в Вюртемберге, Великом герцогстве
Ольденбургском, Бельгии и Пруссии. Затем аналогичные
организации появились в Дании, Франции, Италии, Испании
и ряде германских княжеств. 15 мая 1867 года к ним
присоединилась Россия: Александр II утвердил устав
Общества попечения о раненых и больных войнах ( с 1879
года- Российское общество Красного Креста), основанного
по инициативе великой княгини Елены Павловны и
знаменитого военного хирурга Николая Пирогова.
Почетными членами общества стали члены императорской
семьи, высокопоставленные чиновники и высшие церковные
иерархи. Российский Красный Крест принял активное
участие в Первой мировой войне,
о чём гласит постер 1914 года.
За почти полтора века главное детище Анри Дюнана прошло
большой путь – от Комитета Пяти до мощной и
разветвленной международной организации, трижды лауреата
Нобелевской премии мира (в 1917,1944 и 1963 годах).
Сегодня в движении Красного Креста участвуют до 100 млн.
человек ( с учетом добровольцев) из 178 стран. Бюджет
общества приближается к 700 млн. долларов США, причем
все взносы - добровольные: каждое национальное общество
и каждое правительство вносит столько, сколько может
себе позволить. Знакомая всей планете эмблема могла бы
стать прибыльным брендом, но красный крест позволено
использовать только военным медицинским учреждениям и
тем, кто предоставляет бесплатную медицинскую помощь, -
и, естественно, только в качестве талисмана.
Надо сказать, что Красному Кресту свойственны все
типичные для подобных организаций болезни. Его
критикуют и за чрезмерно усложненную структуру (сегодня
одновременно действуют Международное общество Красного
Креста и Международная федерация обществ Красного Креста
и Красного Полумесяца), и за раздувание штатов и бюджета
(в связи с этим в 1960-е годы, проявляя трогательную
солидарность, Красный Крест выводили на чистую воду
представители идейных противников – СССР и США),
благодаря чему эффективность кормушки для бюрократов
растет, а эффективность работы падает.
Но никто не станет отрицать и другого. Всякий раз,
когда в мире начинается локальная война, в первых же
телерепортажах с места событий мы видим, как мирному
населению и раненым оказывают помощь люди с
опознавательным красным крестом на одежде. Именно они в
меру своих сил пытаются придать вооруженному конфликту
более или менее цивилизованный характер. И хотя все
попытки делить войны на «варварские» и «цивилизованные»
отдают лукавством, деятельность мирных крестоносцев,
вооруженных лишь лекарствами, медицинскими инструментами
и прочими средствами гуманитарной помощи, не может не
вызывать уважения.
Елена Владимировна Гольченко,
врач |