|
Ссылки |
•
Повесть про рыжую
Таюшку |
Книги/Аудио |
Если Ваш ребёнок болен ДЦП.
Можно с уверенностью сказать, что возможность излечения от
ДЦП в первую очередь зависит от терпения родителей, от их желания помочь своему
ребенку, от ежедневной, кропотливой работы со своим чадом... [подробнее] |
Раковый корпус. `Раковый
корпус` - первое произведение Александра Исаевича Солженицына. В этой повести
жизнь человеческая уже вырвалась из-за колючей проволоки, но вновь оказалась
скованной - не застенком, а самой природой...
[подробнее] |
|
БОГАТАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНВАЛИДОВ
МИР ЗДОРОВЬЯ/Женские
истории/Страницы Т.
Черемновой |
Я не очень люблю слово
«инвалиды». Мне больше нравится его синоним — «люди с
ограниченными физическими возможностями» — сокращенно ЛОФВ.
Но так как этот длинный оборот неудобен в пользовании, а
аббревиатура ЛОФВ пока не прижилась, то буду пользоваться
словом «инвалиды», подразумевая именно ЛОФВ и исключив
умственных инвалидов.
Интернет расширил творческие возможности инвалидов. Сегодня
в рунете уже несколько десятков сайтов и личных страничек
инвалидов с их прозой, поэзией, музыкой, изобразительным
искусством, публицистическими статьями, полемикой. Я сейчас
активно общаюсь с людьми с ограниченными физическими
возможностями — по движению, по зрению, по слуху, — и
поражаюсь: какие же это интересные люди — обделенные
природой и государством, но оптимистично настроенные и
богатые духовно и душевно.
Однако не такие уж они обделенные природой: у них есть то,
чего нет у нас — ходячих, зрячих, слышащих. Инвалиды по
движению внимательнее и зорче рассматривают окружающий мир,
больше внимания уделяют мелочам, подробностям, деталям,
которые подчас оказываются чрезвычайно важными и
информативными. Инвалиды по зрению обладают более тонким
слухом и музыкальными данными. Инвалиды по слуху обладают
более острым видением и художественными способностями.
Впрочем, не стоит людей с ограниченными физическими
возможностями так уж четко разбивать на категории. Есть и
слепые художники, и глухие композиторы. И находят пути к
творчеству люди, жестоко лишенные одновременно слуха, зрения
и подвижности.
У людей с ограниченными физическими возможностями богатейшая
субкультура — может быть, именно потому, что они видят,
слышат и чувствуют то, что люди здоровые — с исправно
функционирующими руками, ногами, глазами, ушами — люди,
которые бегают, прыгают, суетятся, иногда и не
притормаживая, — подчас и не замечают, пролетая мимо. Можно
провести такое сравнение: бегущие и идущие шагом. Кто больше
рассмотрит и лучше проанализирует на одном и том же отрезке
пространства за одно и то же время? Конечно, идущие шагом.
Поэтому произведения людей с ограниченными физическими
возможностями глубже, тоньше, философичнее.
Литературу инвалидов я бы условно
разбила на три класса:
- художественная литература — проза и поэзия;
- публицистика и мемуаристика;
- автобиографии.
Среди писателей и поэтов с ограниченными физическими
возможностями есть много талантливых и оригинальных; а
некоторых авторов я бы даже назвала уникальными — в большой
литературе нет ничего и похожего на их произведения.
Захватывающе интересные и искрящиеся остроумием произведения
представлены в разных жанрах: большая и малая проза, поэзия,
фантастика, эзотерика. Может, литераторы, имеющие физические
недуги, так талантливы и так умеют передавать всю красоту
окружающего мира и человеческих отношений, потому что
смотрят на мир чрез иную призму и относятся к жизни и
человеческим чувствам более бережно. И что еще характерно
для них — деликатное отношение к русскому языку, избегание
нецензурных слов и грубых оборотов, активное использование
его богатых синонимов и идиом, — в общем, мастерство русской
речи.
Многие художественные произведения инвалидов куда
увлекательнее и значительнее, чем многотиражная макулатура,
заполонившая книжные прилавки, причем поток макулатуры
продолжает поступать, ибо авторы и серии «раскручены» и
посему коммерчески выгодны. А пользы в таком чтиве — нуль.
Прочитал по диагонали в транспорте или на кухне и тут же
выбросил. Зато после прочтения отдельных произведений
инвалидов тянет призадуматься, пересмотреть свои взгляды и
отношение к близким, может быть, поменять поведение…
Выдающихся авторов-инвалидов не надо раскручивать:
замечательную детскую писательницу Тамару Черемнову,
обитающую в новокузнецком доме инвалидов, с детства
прикованную к коляске (ДЦП) и не имеющую никакого выхода в
издательский мир, так самостийно растиражировали в интернете,
как этого не сумел бы сделать даже опытный пиарщик — по
всему рунету распространены ее мудрые сказки и умные
повести, а на форумах выложены восторженные отзывы о ее
творчестве.
Интересны публицистические статьи и критические заметки,
написанные инвалидами, с анализом происходящих событий,
обсуждением возникающих проблем, своими трактовками и
эмоциональными дискуссиями по животрепещущим вопросам. Один
из моих коллег, пробежавшись по публицистике инвалидов,
сказал, причем не без зависти: «У них особые аналитические
мозги и больше извилин». Не спорю.
То, что инвалиды пишут про себя и свое житие-бытие, полезно
читать и их собратьям по несчастью, и инвалидам других
категорий, и здоровым людям. Нужно об инвалидах знать больше
и узнавать раньше (лучше в раннем детстве) — хотя бы для
того, чтобы адекватно на них реагировать, нормально с ними
контактировать, плодотворно сотрудничать, избавлять от
жалостливых взглядов и ненужной опеки и вместе с тем вовремя
оказывать нужную помощь. И у каждого в семье может появиться
инвалид. И у каждого впереди старость со всеми ее
ограничениями. И с каждым может случиться плохое и страшное:
болезнь, травма, несчастный случай, катастрофа... теракт...
А жизнь не закончится. И с тем, что останется после личного
катаклизма, надо будет жить дальше... приноравливаться...
приспосабливаться… Откровения и переживания людей с
ограниченными физическими возможностями помогут другим людям
— пока еще здоровым — подготовиться к возможным осложнениям,
которые могут возникнуть и от которых не удастся уберечься.
Как гласит древняя латинская пословица: если хочешь мира —
готовься к войне.
Нам необходимо широкое знакомство с автобиографической
литературой людей с ограниченными физическими возможностями
— по движению, по зрению, по слуху. Во-первых, будем более
спокойно воспринимать свои мелкие беды и невзгоды и не будем
излишне страдать из-за собственных внешних дефектов типа
неидеальной фигуры, целлюлита и прыщиков на коже. Во-вторых,
крупные беды — не дай Бог нагрянут! — встретим без истерик,
рыданий, суицидальных порывов и прочих глупостей, зато с
осмыслением, сосредоточением, концентрацией мыслей и
позитивным настроем. И уже заранее будем твердо настроены на
дальнейшую жизнь, даже если огромный красочный многозвучный
мир погрузится во тьму, в тишину или сведется к узкому
домашнему пространству.
Польза от литературы инвалидов очевидна и несомненна. Но, к
сожалению, подавляющее большинство литературных произведений
инвалидов существует лишь в интернете. Инвалидам с их
физическими ограничениями нелегко пробиться в печать. Да и
издатели боятся: а вдруг эти книги не продадутся? Не будут
иметь спроса? Да и большинство российских читателей за
последние 15 лет уже привыкли к наскоро сляпанным, коряво
написанным примитивным любовным романам, трафаретным
детективам, незатейливым повестушкам, чепушной фантастике да
к скандальной хронике с обильной матерщиной. Все это
выпускается бесконечными сериями, громадными тиражами и
покорно покупается неприхотливыми россиянами — стойкий
коммерческий успех — так зачем же рисковать финансами,
предлагая вниманию читателей нечто сложное, требующее
думанья? Не буду призывать книгопечатников к смене
литературной ориентации. Только напомню, как любят россияне
стихи и поэмы слепого поэта Эдуарда Асадова, и каким
ошеломительным успехом пользуется книга
писателя-колясочника, лауреата Букеровской премии, Рубена
Давида Гонсалес Гальего «Белое на черном». Да намекну, что
мыслящие россияне уже истосковались по настоящей, толковой,
добротной литературе — по новой и свежей. Нельзя же без
конца перечитывать классику?
Одним из мерил цивилизованности и гармоничности общества
является его отношение к своим инвалидам — в том числе и
отношение к творчеству инвалидов — в частности, к их
литературным произведениям. А пренебрежение этой богатейшей
литературой, нежелание публиковать ее и делать массовой,
обделяет наше общество, скрывая от него огромный культурный
пласт.
Ольга Зайкина,
кандидат биологических наук,
член Союза литераторов России
Опубликовано в журнале «Страна и мы» (2004/2, стр. 74-75)
|
ССЫЛКИ
ПО ТЕМЕ: |
Повесть про рыжую
Таюшку |
|
|
|
|