Чтобы улыбка всегда была доброй
и лучезарной, необходимо следить
за состоянием зубов. Здоровые
зубы – это не просто подарок
неба. Это итог ежедневного
правильного ухода за полостью
рта, профилактических посещений
стоматолога, разумного
самоограничения в сладком.
Следить за здоровьем необходимо
с раннего возраста. Ведь самое
дорогое, что есть у родителей –
это здоровье их ребёнка.
Детская стоматология –
важнейшая составляющая всего
раздела медицины стоматологии.
Поскольку именно в этом возрасте
проще всего определить все
возможные аномалии развития
зубов и своевременно предпринять
необходимые меры.
Главной задачей педиатрии вообще
и детской стоматологии в
частности является создание
условий для гармоничного роста и
развития организма ребенка,
своевременного
формирования и достижения
функциональной зрелости всех
систем его организма.
Поэтому объектом особой заботы
детского стоматолога
становятся дети в возрасте от 0
до 3 лет, здоровые или имеющие
следующую патологию: пороки и
аномалии развития
твердых тканей зубов и других
органов полости рта, факторы
риска их возникновения, а
также инфекционные заболевания
слизистой оболочки полости рта.
«Заложение»
зубов в младенческом периоде
могут нарушить более 400
агентов, при этом,
чем раньше они начинают
действовать, тем больше и
степень выраженности дефектов.
Нарушение зависит не от вида
повреждающего фактора, а от
интенсивности и
длительности его воздействия.
Один и тот же повреждающий
фактор, действуя на разных
стадиях развития зубочелюстной
системы, может способствовать
возникновению пороков
развивающихся
зубов: нарушению их структуры,
снижению «способности к
противостоянию» тканей зубов к
кариесу, замедлению и даже
приостановке развития зачатков
зубов, что проявляется
нарушением сроков прорезывания
зубов в сочетании с аномалиями
прикуса. Период обызвествления
более чувствителен к
неблагоприятному воздействию,
чем другие этапы формирования
зуба.
Основная причина возникновения
пороков связана с гипоксией (понижением
содержания кислорода в тканях)
в
организме матери и ребенка,
появляющейся в результате многих
патологических процессов. Не
меньшее значение для
формирования зубов имеют роды и
постнатальное развитие ребенка.
К примеру, у недоношенных детей
степень минерализации эмали
существенно ниже, чем у
доношенных. Аналогичная ситуация
и у детей, родившихся незрелыми.
Даже у доношенных детей
обнаруживается скрытая
или явная кислородная
недостаточность. При
удовлетворительном общем
состоянии, в организме ребенка
развиваются
компенсаторно-приспособительные
реакции. Срывы адаптации, то
есть наибольшая степень риска,
возможны в критические периоды
жизни ребенка (поступление в
детские
дошкольные учреждения, школу),
неблагоприятные условия внешней
среды (содержание
F
и Са в воде и продуктах
питания). Заболевания,
перенесенные ребенком в раннем
возрасте, способны нарушить
эмбриогенез (заложение и
развитие) постоянных зубов.
Все о формировании
прикуса
|
Образ жизни ребенка в
неонатальном периоде влияет
также на формирование функций
зубочелюстной системы и прикуса
ребенка. Например, если ребенок
находится на искусственном
вскармливании, то риск развития
у него зубочелюстной аномалии
возрастает в два раза, по
сравнению с детьми, которых
кормили грудью до 6 месяцев.
Отсюда правило: кормите ребёнка
грудью – это принесёт пользу вам
обоим.
Если малыш спит и лежит не на
твердой поверхности, а с
подушкой в изголовье, то у него
нарушается формирование шейного
изгиба позвоночника и меняется
направление роста
челюсти. Так, высокое изголовье
способствует смещению нижней
челюсти вперед и вниз,
(что может привести к
формированию мезиального
открытого прикуса), низкое
изголовье – смещению нижней
челюсти назад и вниз (создает
условия для развития
дистального открытого прикуса).
На первом
году жизни ребенка функция
сосания является основным
способом приема пищи, от ее
активности зависит рост нижней
челюсти и ее выдвижение вперед.
Начиная с 6 месяцев (с момента
появления зубов), она постепенно
вытесняется функцией
жевания, а в случае сохранения
своей активности после первого
года жизни ребенка, является
главной причиной развития
аномалий прикуса. Появлению и
закреплению вредных привычек
сосания (губ, щек, языка,
пальцев, других посторонних
предметов) способствует
неправильное использование
пустышки (как средство
успокоения или для засыпания). У
детей, чья сосательная
активность не удовлетворяется за
время кормления, пустышка
выполняет физиологическую роль в
течении 15-20 минут, т.
е. на время, необходимое для
прохождения сигнала о насыщении
от желудка к мозгу. В
этом случае она способствует
медленному угасанию сосательного
рефлекса.
Как правильно чистить
зубы
|
Гигиена полости рта – одно из
самых простых мероприятий
профилактики
стоматологических заболеваний.
Качество ухода за полостью рта
существенно влияет на
интенсивность заболеваний зубов
и окружающих тканей. Отсутствие
регулярного ухода
за зубами у детей в период
прорезывания зубов и
формирования жевательного
аппарата
приводит к накоплению микробного
налета, который мешает процессу
созревания эмали.
В местах
скопления зубного налета
возникает кариес и воспаление
десны.
Приучать ребенка чистить зубы
щеткой и полоскать рот следует с
трехлетнего возраста. Прежде
всего, ребенка надо научить
чистить зубы одной щеткой,
смоченной водой, без пасты, а
особенно приучить его к
тщательному полосканию рта. При
этом
необходимо показать, как держать
зубную щетку, как двигать ею по
отношению к зубам и
затем – как полоскать рот. Очень
важно уже с раннего детства
привить ребенку чувство
необходимости ежедневной чистки
зубов, приучить к полосканию
полости рта после каждого приема
пищи. Наиболее эффективной
схемой гигиенических мероприятий
следует признать чистку зубов
утром и вечером после приема
пищи с обязательным
полосканием полости рта после
завтрака, обеда и ужина. Менее
эффективна одноразовая чистка.
Нерегулярный уход ничего не
дает, так как зубной налет
успевает пропитаться солями и не
снимается щеткой, вредное
действие пищевых остатков и
микробов
сохраняется.
Движение щеткой при чистке зубов
производят обычно по оси зуба,
захватывая
часть десны и производя
одновременно массаж мягких
тканей. Для того чтобы хорошо
очистить зубы, необходимо около
300 парных (вниз – вверх)
движений зубной щеткой.
Чистят последовательно все
поверхности зубных рядов:
губные, язычные, жевательные.
Зубная щетка должна проникать в
межзубные промежутки, между
буграми зубов, то есть
в места наибольшего скопления
налета и задержки пищевых
остатков. Вся процедура должна
занимать не менее 3-5 минут. При
соблюдении этих условий степень
очистки от
налета будет достаточно хорошей.
Зубная щетка является основным
предметом гигиены полости рта.
Без нее нельзя
очистить зубы от налета и
остатков пищи. Детям необходимо
пользоваться маленькой зубной
щеткой, чтобы свободно
манипулировать ею в полости рта,
последовательно очищая зубы со
всех сторон. Длина ее головки не
должна превышать 20-25 мм, а
ширина 8-10 мм. Щетина детской
зубной щетки не должна быть
очень жесткой, так как эмаль
детских зубов менее прочна, чем
у взрослых, а слизистая оболочка
десны нежная и легко
ранимая. Ряды щетинок должны
располагаться редко, на
расстоянии 2-2,5 мм, не более 3
в
ряду.
Зубная щётка – предмет
индивидуального пользования. Ни
в коем случае нельзя
пользоваться одной щёткой двум и
более лицам, даже близким
родственникам.
Три правила для здоровья
Ваших зубов
|
Чтобы сохранить зубы здоровыми,
необходимо выполнять три
основных
требования:
1.
Соблюдение рационального
питания.
Следует ограничить
употребление сладкого (особенно
липких конфет, печенья и др.),
заменить их
молочными продуктами, фруктами,
овощами. Не допускать
употребление мучных продуктов и
сластей в промежутках между
основными приемами пищи. Важно
помнить во время пребывания в
детском саду ребенок получает с
питанием дневную порцию сахара и
поэтому не следует давать ему
сласти дома. Лучше приучить
ребенка получать их в так
называемый «сладкий
день», выбрав для этого субботу
или воскресенье, когда у Вас
есть возможность контроля
ребенка. После употребления
сладкого следует обязательно
прополоскать рот водой,
категорически исключить прием
сладкого перед сном.
2.
Гигиена полоти рта ребёнка.
Необходимо приучать ребенка
чистить зубы и
полоскать рот. Очищение языка
должно стать частью схемы
гигиенических мероприятий.
Ответственность за проведение
гигиенических мероприятий и
состояние полости рта детей до
2-х лет лежит на родителях.
Поскольку у
маленьких детей только
начинается формирование мелкой
моторики рук, им
особенно трудно научиться
правильной технике чистки зубов.
Следует
отметить, что в зависимости от
возраста рука и полость рта
ребенка имеют различные размеры,
что делает невозможной
стандартизацию средств по
уходу за полостью рта.
3.
Профилактическое посещение
стоматолога два раза в год.
Врач назначит по показаниям
лекарственные препараты
внутрь или местно, для нанесения
на зубы, с целью профилактики
кариеса.
Врач стоматолог поможет Вам
вовремя предупредить возможные
вредные
привычки у ребенка (сосание
пустышки, пальцев, различных
предметов) с целью профилактики
деформаций зубочелюстной
системы, а в случае
необходимости своевременно
направит к специалисту для
устранения
нарушений функций дыхания,
глотания и речи.
Уважаемые родители! Следует
помнить, что в деле профилактики
стоматологических заболеваний
очень важна Ваша
заинтересованность и
инициатива. Врач стоматолог не
может эффективно использовать
имеющиеся
средства профилактики без Вашего
активного ежедневного участия.
клинический комплекс ОАО «Медицина»
Адрес: Москва, 2-ой Тверской-Ямской переулок 10
Часы работы:
8:00—20:00
9:00—18:00
9:00—15:00
Телефоны:
Справочно-информационная служба: (7:30—20:00) (495) 995-00-33
Диспетчер скорой помощи (круглосуточно): 250-99-00, 250-99-03
Травматологический кабинет (круглосуточно): 251-52-97
Регистратура, взрослое отделение: 995-00-33