|
С
древних времен люди все делили на приятное и неприятное.
Запахи не избежали той же участи.
Историчес-ки
сложилось |
так, что
запах человеческого пота попал в
категорию неприятных запахов, а от неприятного положено
избавляться.
Первые упоминания о средствах от
пота встречаются в папирусах Древнего Египта. Еще в 3 тысячелетии
до нашей эры египтяне советовали принимать ароматические ванны и
мазать подмышки пахучими маслами. Они даже разработали особый
состав от пота, в который входили корица и цитрусовые. Именно
египтяне открыли, что если удалить волоски с подмышек, то
неприятного запаха будет меньше. Необычным средством от пота,
согласно легенде, пользовалась египетская красавица Нефертити: она
смешивала ароматическое масло с красной глиной.
А вот древние греки с древними
римлянами ничего нового придумать не смогли и по примеру египтян
избавлялись от запаха пота, натираясь ароматическими маслами. При
этом наиболее озабоченные собственной привлекательностью римские
мужчины носили под мышками небольшие мешочки, набитые травами с
приятным запахом.
С упадком древних цивилизаций
борьба с потом отошла на второй план. О пахучих маслах и мешочках
с травками никто уже не вспоминал. Чтобы избавиться от запаха
пота, имелся единственный способ - регулярно мыться. Но с гигиеной
в те времена не слишком дружили. Люди мылись так редко, что
человек, от которого не воняло за версту, считался благоухающим
свежестью.
Мода перебивать запах пота при
помощи более сильных ароматов пришла в Европу в 13 веке, после
того как крестоносцы привезли из походов восточную экзотику -
духи. Вскоре при дворах королей и знатных вельмож стало нечем
дышать от гремучей смеси пота и парфюма. Это было знаком
благородства и хорошего тона.
Вплоть до конца 19 века для борьбы
с запахом пота существовали только гигиенические процедуры и духи.
А еще были народные средства, такие как отвар коры дуба, раствор
нашатырного спирта или соды, которыми вместо ароматических масел
натирали подмышки, чтобы уменьшить потоотделение и сделать пот
менее едким.
В 19 веке ученые сделали важнейшее
открытие. Они выяснили, что причина появления пота – работа особых
желез на теле человека, а причина неприятного запаха пота- вредные
вещества, которые выводятся с потом из организма.
Первое средство от пота появилось в
1888 году. История почему- то не сохранила имя гения, придумавшего
дезодорант (от латинских des-
отрицание, odor- « дурной запах» ),
известно только, что им был американец из Филадельфии.
Коммерческое название средства от пота звучало как
Mum – « мамочка», и выпускалось оно в
виде крема, который нужно было пальцами доставать из банки и
мазать на потеющие места. Mum
действительно на какое - то время уничтожал запах пота, что
привело в восторг покупателей. Такого еще не было! Дезодорант
быстро завоевал популярность, и вскоре было налажено его
промышленное производство. Особые свойства первому дезодоранту
придавал хлорид алюминия, вещество, которое тормозит
потоотделение.
До конца 19 века этот дезодорант
оставался вне конкуренции, но в начале 20 столетия появилось еще
одно средство от пота - « всегда сухо» . Оно обладало стойким,
приятным запахом, который чувствовался даже через одежду. Видимо,
это был первый парфюмированный дезодорант.
В 1931 году фирма
Mum взялась за покорение Европы, а
восемь лет спустя наладила производство своего дезодоранта в
Великобритании. Изобретение первого шарикового дезодоранта также
принадлежит Mum.В конце 1940-х годов
решили изменить упаковку из-за того, что дезодорантом в банке
пользоваться неудобно. Прототипом для нового флакона послужила
недавно запатентованная шариковая ручка. Так появился шариковый
дезодорант, который пользовался невероятным спросом и вскоре
практически вытеснил с рынка все другие средства от пота.
К середине 20 века число фирм,
выпускающих дезодоранты, увеличилось, стал использоваться новый
активный компонент - хлоргидрат алюминия, который не вызывал
кожного раздражения.
Дезодорант- аэрозоль появился в
1959 году и аэрозоль не подкачал! Уже через десять лет после
появления новинки на прилавке 80% всех дезодорантов стали
выпускать в виде аэрозолей.
Перебрав все возможные формы
дезодорантов, производители занялись их содержанием. Косметологи и
фармакологи в течение последних десятилетий разрабатывали средства
от пота с новыми свойствами. Вот так выглядит современная
классификация этой продукции:
1.
Дезодоранты. Не влияют на потоотделение, уничтожают неприятный
запах. В их состав обязательно входят дезинфицирующие и
антибактериальные вещества. Дезодоранты чаще всего выпускают в
виде азрозолей.
2.
Антиперспиранты. Уменьшают потоотделение, бывают твердыми или
шариковыми.
3.
Парфюмированные дезодоранты. Практически не содержат бактерицидных
и антиперспирантных веществ, зато в их составе есть парфюмерная
композиция и спирта больше, чем обычно. Дезодорирующее действие
незначительно и кратковременно.
4.
Дезодоранты-антиперспиранты. Действуют сразу в трех направлениях.
Содержит антиперспирантный компонент, бактериостатики и
парфюмерную композицию, которая придает легкий аромат.
Вот так и завершилась борьба с потом полной его капитуляцией. Все
пахнут приятно или не пахнут вообще. Недовольны только некоторые
мужчины. Они требуют, чтобы женщины перестали пользоваться
дезодорантами. Их главный аргумент: нельзя уничтожить
естественные, индивидуальные запахи, а то просто невозможно
правильно выбрать себе жену или любовницу. К тому же аромат тела
является сильным возбуждающим средством. Недаром самые изощренные
любовники не разрешают своим подругам не то что пользоваться
духами и дезодорантами, но даже мыться перед сексом.
Чувствительность женщины к запахам не только выше мужской, но и
обостряется дополнительно ежемесячно в период овуляции. Ее нос
может определить присутствие фероменов и мускусные запахи,
ассоциирующиеся с мужчиной, а эти запахи сознательно выделить
невозможно. Было проведено большое число исследований, в
результате которых был разработан ряд масел и лосьонов для мужчин.
Возможно, в них заложен секрет явления, известного как мгновенно
«вспыхнувшее» чувство, которое заставляет женщину изнемогать от
желания.
Немецкие
и американские ученые обнаружили на поверхности клеток спермы
молекулу рецепторов запаха, напоминающие рецепторы в носу. И
сделали вывод, что в процессе оплодотворения сперматозоиды могут
отыскивать яйцеклетку « по запаху». А израильские ученые
утверждают, что сперматозоид нацеливается на яйцеклетку примерно
так же, как ракета - на самолет противника. Исследователи выяснили
также, что сперматозоид уверенно идет « на тепло», даже когда
«зона оплодотворения» нагрета всего на полградуса больше.
Очевидно, сперматозоиды используют «тепловой удар» на длинных
расстояниях фаллопиевых труб, а приближаясь к яйцеклетке,
корректирует траекторию «по запаху».
Совсем
недавно ученые открыли физиологический механизм, который может
заставить влюбленных покупать романтические духи или лосьоны после
бритья. В ходе экспериментов с мышами было выяснено, что гормон
пролактин, содержание которого возрастает после оргазма, может
увеличивать число новых нейронов в обонятельной луковице мозга.
Молекулы духов проникают в носовую полость, стимулируют клетки
рецептора в обонятельной луковице, сигналы достигают мозжечковой
миндалины и гипоталамуса, эмоциональный механизм активируется,
сигналы достигают ретикулярной формации, управляющей возбуждением
и настроением и, возможно, влияющей на любовные чувства.
Елена
Владимировна Гольченко,
врач акушер-гинеколог