Мне поступило письмо
следующего содержания: Уважаемая
Ольга! Помогите, пожалуйста.
Наша семья с так называемым
достатком "среднего"
уровня. Лишних денег нет, но у
детей все необходимое есть.
Моей дочери 13 лет. У нас
проблема - воровство денег.
Причем, довольно давняя.
Началось все дома - по мелочи, у
брата, у родителей. Мы
беседовали с ней, давали
карманные деньги (как учит д-р
Спок). А недавно всплыла
ужасная ситуация - дочь взяла
деньги в кассе магазина, где
она подрабатывала на
каникулах у моих знакомых.
Учитывая мое знакомство с
руководством магазина,
ситуацию сгладили, но что
делать дальше - я просто не
знаю. Во вредных привычках я
заподозрить ее не могу. Из "несанкционированных"
покупок вижу косметику,
фотоальбом и т.п.
Подобная ситуация, к
сожалению знакома многим
семьям. Искренне разделяю тревоги в нелегкой проблеме, возникшей в Вашей семье.
Прежде всего, чтобы знать как начать ее разрешение, надо "вычислить" причины, побуждающие ребенка - подростка к данному асоциальному действию. Знание мотивов поможет в выборе подходов к коррекции поведения.
Мне сложно установить причины, как бы заочно, не владея информацией в достаточной мере. Если бы эти проявления начались лишь в подростковом возрасте, можно было бы предположить, что данное проявление связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями... Но, как вы пишите, данная проблема стара. С какого возраста были замечены подобные действия ребенка? Что могло послужить отправной точкой к данному поступку? У Вас есть версии на этот счет?
Однако, отвлекаясь от конкретного случая, можно назвать такие причины
"клептомании", как:
- желание утвердиться в собственных глазах, в глазах значимых приятелей, подружек
- стремление иметь желаемые материальные вещи
- наличие денег дает возможность удовлетворить пагубные наклонности, каким подвержена сейчас значительная часть молодежи (
наркотики, алкоголь)
- болезненные нарушения в психике ( и здесь необходимо вмешательство психотерапевта, психиатра)
Если сбросить со счета два последних момента, то мой совет такой:
- Проводить беседы, не скрывая от девочки свое эмоциональное состояние ( переживания, тревогу, стыд за будущее ребенка), побуждая содержанием разговора, общим настроением беседы сопереживать Вам.
- Учитывая возрастные особенности психики подростка,
в том числе и подростка с асоциальным поведением, а именно: мечта о лучшем, потребность в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками, желание занять достойную нишу в системе данных взаимоотношений, в беседах использовать
а) метод " психотерапевтического зеркала", формирующий способность видеть свое поведение, себя самого как бы со стороны
б) "рассмотрение альтернатив - метод Гуру", когда подростку образно показывают результат его движения " не туда" и " не за тем" и обязательно заманчивую перспективу движения по социально приемлемому пути
в) метод "компенсации", когда лишенному чего-то очень важного для себя предлагается альтернатива
г) метод внушения положительных социализирующих установок.
Подробно расскажите дочери, о тибетской периодизации жизни. Она верна и мудра. Жизнь человека состоит из периодов продолжительностью в 12 лет каждый. Каждый новый период - это новая жизнь. Первый период - безмятежное детство, Второй - учеба жизни, Третий - максимальный взлет. И первый период готовит второй, второй - третий и т.д. Недопустимо "проспать" период или надорваться в нем, не следует переносить решение проблем предыдущего периода в последующий. Каждый период имеет свою задачу, обуславливая тем самым судьбу, всю жизнь.
Если второй период жизни, в котором находится девочка, использовать эффективно, то можно достичь наивысших успехов в жизни, адаптироваться к ней, быть счастливой и здоровой.
Подростку можно сказать так: " Силы и свежесть твоего возраста можно истратить на сиюминутные удовольствия. Но посмотрим, к чему это приведет в третьем периоде. В 30 лет первым вопросом встретившихся подруг, приятелей детства будет: "Кем ты стала? Вышла ли ты замуж? есть ли
у тебя дети?" И что ты ответишь?
Задайте вопрос дочке:" Хотела бы ты иметь мужем, отцом твоих детей пустого, никчемного, с вредными привычками человека?" " А хочешь иметь самого лучшего, самого умного, личность?" " Ты хотела бы иметь добрых, верных, порядочных друзей?" "А ты подумала о том, что на самого лучшего друга, самых верных друзей надо иметь право? Надо и самой быть лучшей, умной, без вредных привычек, быть личностью! Но такой становятся или не становятся во втором периоде жизни" Люди совершают в юности выбор - выбор судьбы, он может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и бесславия и, это происходит именно в возрасте 13 - 15 лет. Подумайте вместе с ребенком вслух что строит она, к чему и за кем идет.
Народная мудрость гласит: кто криво сел на лошадь, тот криво и едет. Криво или прямо садятся на лошадь именно в возрасте вашей дочери. Попытайтесь убедить в том, что перспективу на нормальную жизнь имеет тот, кто не потерял
безрассудно, бездумно, легкомысленно годы великой обучаемости жизни, годы с 13 до 20 лет.
- Три сверхустановки должны быть внушены ребенку: "очень хочу, но нельзя, и я отказываюсь от желаемого", "очень хочу, но стыдно, и я отказываюсь от желаемого", " очень не хочу, но надо, и я выполняю требование требуемое от меня"
- И последнее, подумайте, может не стоит в определенной мере "сглаживать" проступки дочери, как было в последнем случае. Неприятно, больно, стыдно, но во благо ей, возможно надо было создать для дочери стрессовую ситуацию - разбор поведения и мер, которые могут быть приняты руководством магазина не только в отношении ее, но и вас родителей. Через Вашу боль и стыд, мне думается, в девочке проснулись бы чувства!
Ольга Ивановна
Кокоткина,
педагог - психолог |