1. Как вид общения,
всякое занятие с детьми - это передача информации
(знаний), формирование навыков и умений. Чтобы
занятие возбуждало интерес детей, укрепляло
стремление заниматься, необходимо разнообразить
формы его проведения. Если же вы изо дня в день
общаетесь с ребенком одним и тем же способом, это
быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
2. В общении с детьми нередко возникают
ситуации, которые как бы специально испытывают
терпение, сдержанность, умение владеть собой.
Иногда приходится несколько раз делать
замечания и нередко родитель не сдерживается, он
устал от непослушания, ему надоело несколько раз
повторять одно и то же, и он срывается на крик и
угрозы Нужно помнить: "Крик - это самый верный
признак отсутствия культуры человеческих
отношений". (В.А. Сухомлинский)
3. Большое значение в общении с детьми имеет
настроение. Следите за своим настроением Вы
обязаны немедленно перестраивать свое грустное,
подавленное настроение. В этом случае необходимо
овладеть искусством перевоплощения, которым в
совершенстве владеют актеры. Насколько важно
этому научиться, понятно каждому. Наше
настроение заразительно, оно передается детям,
влияя на их восприятие, готовность понять,
следовать указаниям родителя. Дети всегда
тянутся к людям, которым свойственно
повышенно-веселое настроение, и, наоборот,
избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих,
детей сковывает настроение грусти,
подавленности взрослых.
4. Если родитель хочет сохранить уважение и
любовь своих детей, он должен ни словом ни
взглядом, ни жестом не показывать свою
расположенность или неприятие к кому-то из них.
Надо одинаково относиться ко всем и к каждому в
отдельности. Вместе с тем необходимо
удовлетворять желание каждого ребенка чтобы его
любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят
несколько особенно.
5. Родители должны знать индивидуальные
особенности своих детей. Плохо, если родитель
начнет всех "причесывать" по одному ребенку,
"подгонять" индивидуальные свойства того
или иного ребенка под общую линию. Бережное
отношение к личности ребенка - это прежде всего
признание его непохожести, особенностей
проявления характера, воли, мышления, поступков,
отличающих одного ребенка от всех других в
детском коллективе. Родителю надо считаться с
индивидуальностью каждого ребенка, а тем более с
ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с
ребенком является внимательность,
проникновенность, неторопливость. Ребенок хочет
нам что-то сказать, а мы, взрослые, обремененные
множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к
нам "Погоди, некогда, потом". При этом мы
забываем, что у каждого человека возникает
ситуация, когда ему исключительно важно с
кем-нибудь поговорить, когда очень хочется
поделиться своими наблюдениями, открытиями,
мнением.
Ольга Ивановна
Кокоткина,
педагог - психолог
|