Моему ребенку 2 года и 4 месяца, временами у него случаются
беспричинные истерики . Это происходит на
протяжении уже 5 месяцев, но с каждым разом
все чаще и все труднее становиться вывести его из этого состояния. Я не знаю
как себя вести в таких ситуациях. Подскажите, пожалуйста,
что делать?
Беспричинные поведенческие реакции возможны лишь у людей,
страдающих серьезными психическими расстройствами, человек, будь то взрослый
или ребенок, физически и психически полноценный, всегда в своем поведении
имеет мотив - внутреннее побуждение. Правда порой нелегко обнаружить, выявить
конкретную причину поведения, но она всегда есть. Грамотный,
внимательный анализ поведения, предшествующих, сопутствующих событий в жизни человека,
знания закономерностей проявления психики, учет
интуитивных "подсказок" может помочь в разрешении вопроса :" Почему человек поступает так, а не
иначе?" А если мы знаем причину поступка, то легче построить свое поведение
по отношению к человеку.
Итак, возраст и возрастные особенности Вашего ребенка достаточно интересные,
но и не менее сложные. Ранний возраст - это период первого рождения личности,
этот период в детской психологии именуется кризисным периодом 3-х лет. Когда
изменяется психический мир человека, приобретаются новые психические черты,
то неизбежны конфликты внутренние, внешние. Кстати, самыми сильными по
конфликтности с окружающим миром считают
подростковый возраст и возраст, в
котором находится Ваше дитя. Кризисный период связан с осознанием ребенком
своих возросших возможностей, отделением себя от окружающих, личностным
становлением. О своем " Я сам ", " Я личность", ребенок заявляет порой
реакциями неудобными окружающим: негативизмом,
упрямством, капризами. Он еще не владеет "цивилизованными" средствами утверждения себя в мире людей. Он
умеет пока еще о своих желаниях, взглядах заявлять, противопоставляя себя
окружающим. Поэтому непредсказуемо и на первый взгляд неуправляемо поведение
ребенка раннего возраста.
Успокою Вас тем, что кризис 3-х лет - явление закономерное, избежать
которого не удается никому. Другое дело, что длительность, сроки нахождения в этом
кризисе, характер протекания данного явления может быть разным у детей. И
это зависит в большой мере и от позиции взрослых на данное явление, ребенка.
Неплохо, если позиция будет следующей:
- Мой ребенок вошел в период сложный - период становления личностных
новообразований, когда он пытается выделить себя в окружающем мире людей,
изменить свое место, социальное положение среди, прежде всего, близких. Т.е.
социальная ситуация ребенка должна быть изменена.
- Я и все окружающие ребенка взрослые, признают, что ребенок взрослеет.
Попытайтесь увидеть, что нового в психическом мире появилось у ребенка.
- Я и все окружающие ребенка взрослые наберутся терпения, не будут позволять
себе нисходить в ответ на негативные реакции ребенка на уровень "Дитяти",
который образно говоря " потает ногами", кричит, капризами отвечает на
капризы. Будьте в своем поведении взрослыми, мудрыми, понимающими людьми.
-
Как помочь ребенку утвердиться, реализовать желание " Я сам "?
Предоставляйте по возможности больше самостоятельности. Организуйте ролевые
игры, в которых поручайте ребенку роль взрослого: мамы, врача, шофера и т.д.
Пусть он повластвует вдоволь над Вами и домашними в игре, тем самым
удовлетворится чрезвычайно сильная психическая потребность, появившаяся у
ребенка - быть самостоятельным, быть как взрослый, имеющий в жизни , по
сравнению с ребенком, так много прав. ( Кстати, потребность, которая была у
ребенка приблизительно до 2-х лет - потребность в эмоциональном общении со
взрослыми, отходит как бы на второй план).
Я думаю, хотя информация о ребенке, пришедшая от Вас достаточно скудная, что
данные негативные поведенческие проявления, называемые Вами истериками,
прежде всего связаны со знаменитым КРИЗИСОМ 3-х лет, который, при
терпеливом и внимательном, понимающем поведении взрослых должен пройти в скором
времени. Если период кризиса затянется, делайте вывод, что Вы где-то не так
поступаете по отношению к рождающейся " в муках" личности.
Ольга Ивановна
Кокоткина,
педагог - психолог
|