ГОСТ Р 41.44-2005
является аналогом европейского
стандарта безопасности:
правило № 44 ЕЭК ООН с
поправками серии 03. Сокращённо:
"ECE R-44/03".
Цель
использования детских
удерживающих устройств
заключается в том, чтобы в
случае столкновения или резкого
торможения транспортного
средства уменьшить опасность
ранения ребенка, находящегося в
удерживающем устройстве, путем
ограничения подвижного его тела.
Согласно ГОСТу
детские удерживающие устройства
подразделяют на пять весовых
групп:
группа 0 — для
детей массой менее 10 кг (от
рождения до 1 года);
группа 0 + — для
детей массой менее 13 кг (от
рождения до 1,5 лет);
группа I — для
детей массой 9—18 кг (9 мес.-
4,5 лет);
группа II — для
детей массой 15—25 кг (3-7 лет);
группа III — для
детей массой 22—36 кг (6-12 лет).
Ребенок с массой
тела свыше 36 кг и ростом выше
135 см может путешествовать в
автомобиле на специальном
бустере (дополнительной подушке).
Также на бустере можно
перевозить ребенка от 4 до 12
лет, таким образом, ПДД и ГОСТы
не ставят родителей в жесткие
рамки.
В Российской
Федерации получили
распространение две основные
системы крепления специальных
детских удерживающих устройств:
- Система
фиксации устройства штатным
трехточечным ремнем безопасности.
- Система Isofix,
которая обеспечивает жесткую
сцепку кресла с кузовом,
довольно простой крепеж и
легкость эксплуатации. Система
Isofix предназначена для
возрастных групп 0, 0 + и I (от
0 до 4 лет) и устанавливается на
последние модели автомобилей
европейского производства.
Одним из видов
удерживающих устройств,
предназначенных для эффективной
защиты детей в случае
дорожно-транспортного
происшествия, являются детские
автомобильные кресла.
Первое
автомобильное сиденье для детей
было изобретено в 1921 году
известной американской
автомобильной компанией. Оно
представляло собой мешок,
прикрепляемый к заднему сиденью,
с ремешками для фиксации в нем
ребенка.
С 1983 года в
западных странах на
законодательном уровне было
принято обязательное
использование детских кресел при
перевозке детей в возрасте до 12
лет, ростом до 150 см. Эта мера
позволила снизить число тяжелых
увечий, получаемых детьми в
результате аварий, на 40%. По
данным исследователей из
Университета Калмерс в
Готенберге использование
детского удерживающего
устройства, устанавливаемого по
направлению движения автомобиля
повышает безопасность ребёнка на
80%, а в случае применения
детского сидения,
устанавливаемого против
направления движения автомобиля,
на 90%.
Критерии
выбора детского удерживающего
устройства:
- При выборе
детского удерживающего
устройства не следует ставить во
главу угла дизайн и расцветку
изделия.
- Детское
удерживающее устройство должно
быть промаркировано знаком "ECE
R-44" или ГОСТ Р 41.44-2005, т.е.
соответствовать европейскому
стандарту. Правило № 44
постоянно модифицируется, о чем
свидетельствуют добавленные к
маркировке две цифры - номер
дополнения к норме ("ECE R44/03"
на сегодня - последнее). На
отдельных детских удерживающих
устройствах можно встретить
маркировку ECE R44/04, которая
станет обязательной в Евросоюзе
с 2009 года, а пока лишь
действует как рекомендательный
документ.
- Детские кресла
должны быть изготовлены из
специальных материалов:
ударопрочного пластика или
алюминиевого профиля, т.к.
удерживающие устройства такой
конструкции поглощают энергию
удара при аварии.
- Удерживающее
устройство необходимо
приобретать в соответствии с
весом ребенка.
- Для детей до
3-х лет обязательны внутренние
Y-образные или пятиточечные
ремни, т.к. только они смогут
предохранить ребёнка от
характерных повреждений брюшной
полости и травмы позвоночника.
- В автокреслах с
внутренними ремнями безопасности
необходимо наличие матерчатой
прокладки у пряжки замка,
соединяющей ремни в зоне
промежности ребенка. При
фронтальном ударе на это место
приходятся значительные нагрузки,
и прокладка должна быть
достаточно широкой и упругой,
чтобы не травмировать малыша,
что особенно важно для мальчиков;
- Выбрав кресло,
попробуйте установить его в
автомобиль. Бывают случаи, когда
для его установки не хватает
длины автомобильного ремня или
крепление системы ISOFIX
оказывается несовместимым с
креплением Вашего автомобиля.
Советы по
использованию детских кресел:
- Наиболее
безопасное место для установки
детского кресла – заднее правое
сидение, расположенное за
передним пассажиром.
- Наиболее
безопасное положение ребёнка при
перевозке – спиной вперёд,
против хода движения
транспортного средства.
- Не следует
устанавливать детское
автомобильное кресло на переднее
сиденье автомобиля, если машина
оборудована неотключаемой
подушкой безопасности пассажира
(airbag), т.к. в случае
срабатывания она может стать
причиной серьезных травм и даже
гибели ребёнка.
- При размещении
детского удерживающего
устройства в салоне проверьте не
находятся ли на приборной панели
или задней полке тяжелые
предметы, которые при экстренном
торможении могут упасть на
ребёнка и нанести ему вред.